Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту. Образ рафаэлевской мадонны присутствует также в стихотворении "Ее глаза" (1828 г.) Она мила – скажу меж нами – Придворных витязей гроза, И можно с южными звездами Сравнить, особенно стихами, Ее черкесские глаза. Она владеет ими смело, Они горят огня живей; Но сам признайся. То ли дело Глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений, И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!... Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество; Поднимет – ангел Рафаэля Так созерцает божество.
Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение "Черные очи", где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову). Пушкин противопоставляет очам Россет глаза Олениной и сравнивает их с глазами "Сикстинской мадонны" Рафаэля.
Поднимет – Ангел Рафаэля Так созерцает божество… Какова же история создания этого стихотворения?
Стихотворение адресовано Анне Олениной – девушке, которую поэт мечтал увидеть своей женой. Вырастая в семье крупного петербургского сановника, Президента академии художеств, Анна Оленина с детства вращалась в кругу выдающихся людей своего времени, сама была образованной и общительной личностью.
В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ. Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса.
Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.
|